?

Log in

Previous Entry | Next Entry

1905 : 3

Как я уже говорила, два года в братской Сербии открыли мне прям вот глубины нового понимания России, русского человека и всего такого, что трудно выразить словами и было мне не видно, пока я жила дома. Поэтому в проекте 1905 мне была интересно не столько политика, сколько менталитет, душа. Я сознательно не стала закладывать в персонажа никакой активной политической позиции или даже понимания, что это такое. Мне было интересно поговорить языком ролевой игры о том, о чём я не могу поговорить никаким другим языком, потому что поэтическое бессилие накрывает меня с головой, и у меня нет инструмента самовыражения, когда речь идёт о самых важных вещах.

Поехала рабочей: Бог есть, царь есть, Россия наше отечество, смерть неизбежна, горе неизбывно.
Я собиралась играть в то, что рабочие живут в нечеловеческих условиях, в несправедливости, нищете, унижении, и давно забыли или никогда и не знали, как это - поднимать голову. Создала персонажа, принимающего всё в целости как печальную данность, считающего страдание органичной частью любой жизни, неравенство - основой мира, а терпение - единственным жизненным путём.
Хотела на игре найти, есть ли путь, ведущий из этого, есть ли будущее для такого человека.

Игра встретила меня совсем не тем, чего я ожидала, вероятно, все уже слышали, что играть в нищету и угнетение рабочим Петербурга не пришлось. Но уже на игре у меня выросла другая острая мука. Она выросла из снисходительных слов, из постоянных подачек, из сквозящего благожелательного презрения с мерзким привкусом, заключалась она в том, что к рабочим господа относились как к вещам или животным, за которыми нужно следить, чтобы не сломались, чтобы не укусили. "Чтобы народишко не волновался", да.
Моя игра заключалась в том, чтобы почувствовать это. Чтобы из человека, лишённого достоинства, стать человеком, обладающим им. Это понемногу выросло из помощи разных пришлых просветителей, хотя их общие с нами страдания стоили в наших глазах гораздо больше, чем их слова; выросло из образования, грамотности, обучения, из случайных обстоятельств, из желания и возможности начать думать.
Шаг за шагом человек приближается к образу человека, распрямляет спину и видит, как низко он занимает своё место, и недоумевает, как раньше ему не было тесно в этой тюрьме.

Осознав свою муку, я полностью ощутила бессмысленный, бессильный и самосжигающий бунт человека, не знающего, куда ему, но больше не могущего ни минуты оставаться на старом месте. Старый метод: доброта, сохраняющая в людях людей даже при скотской жизни, - стал мне мал, а нового я не знала. Я клеила листовки, в которых писала, что ведь люди же мы, отказалась работать. Очень естественно, что этот протест не был поддержан другими, во-первых, многие не ощущали проблемы, во-вторых, решить её было невозможно. Стачка должна декларировать конкретные требования, которые можно удовлетворить, а мои требования... Царство Божие? Чтобы все люди уважали друг друга? Чтобы были равны? Я остро ощущала, что не могу больше так, как сейчас, что развидеть унижение и рабство уже нельзя, и мне нужно было делать хоть что-то.
В последнем письме родителям в деревню я писала: "С тех пор, как я научилась грамоте и думать стала, очень мне тошно живётся".

Преодоление рабства - тяжёлая тема. Персонаж, построенный на муке, породил игру о муке. Сейчас я попустилась, но во время игры и сразу после мне было непросто. Диалог о России для меня прозвучал.
Напишу ещё художественную часть, чтобы оставить это за собой.

Tags:

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
shaggy
Aug. 6th, 2015 08:58 pm (UTC)
Ты связываешь историю своего персонажа с опытом жизни вне России?
nel_lj
Aug. 6th, 2015 09:00 pm (UTC)
Нет, опыт жизни вне России сделал для меня заметными и интересными те вещи, которые я вложила в персонажа и из которых его создавала.
rovenion
Aug. 6th, 2015 09:00 pm (UTC)
Ох, ну почему подзамок-то?
nel_lj
Aug. 6th, 2015 09:58 pm (UTC)
Открыла, короче.
jolaf
Aug. 7th, 2015 12:20 am (UTC)
Предыдущие тоже открывай! Офигенно же пишешь.
ringlin
Aug. 6th, 2015 09:18 pm (UTC)
Восхищения и признательности комент.
nel_lj
Aug. 6th, 2015 09:30 pm (UTC)
Почему?
ringlin
Aug. 6th, 2015 09:34 pm (UTC)
Потому что когда я в роли Победоносцева гнал то, что гнал, про то что можно изменить свою судьбу и там достучаться до Императора, это было то, что персонаж искренне думал, но на самом деле полная фигня. И очень тяжело было смотреть на людей, которые слушали и не понимали, где я их кидаю. А потом молча шли работать, или к Гапону прошения писать.
nel_lj
Aug. 6th, 2015 09:58 pm (UTC)
Ты, кстати, тоже казался довольно чудовищным по вопросу высокомерия и отношения к вещам. Это специально или мне уже тогда начало казаться и там, где не было?
ringlin
Aug. 7th, 2015 05:22 am (UTC)
Был, был.
otto_skorzeni
Aug. 6th, 2015 10:47 pm (UTC)
Ох...
Ты же была нашим "клиентом"!

Мы как раз-таки, в отличии от большевиков, напирали не на то, что рабочие живут в бедности, а на то, что они - класс, унижаемый морально, даже теми же подачками...
nel_lj
Aug. 7th, 2015 06:51 am (UTC)
Да, ну первичный толчок мне дал как раз ваш Ваня-не-Ваня : )
Здесь сложность в том, что все внешние люди воспринимались рабочими настороженно, слова, кажущиеся такими пылкими, разбивались о стену закрытости рабочей общины. Я уже написала - общее страдание мы ценили гораздо больше, чем слова, поэтому только Ваня, проработавший с нами, мог бы быть услышан, но не успел.
Ещё интересно, что методом моего персонажа была доброта, человеческое отношение, и террор мне ну никак не подходил, даже справедливый. Это породило уверенность, что единомышленников у меня нет, потому что "все хорошие люди бомбы кидают".
Но вообще да, мне кажется, я примерно в то играла, к чему вы хотели привести рабочий класс, только металась и мучилась без пользы, может быть, в том числе от того, что объясняющих умных людей рядом со мной не осталось.
otto_skorzeni
Aug. 7th, 2015 07:06 am (UTC)
У многих наших доброта и любовь сочетались с террором.
Ибо блажен тот, кто душу свою положит за други своя. )
nel_lj
Aug. 7th, 2015 07:18 am (UTC)
Этим отличается эсер от рабочего, осознавшего ужас своего положения, мне кажется. Не всем быть эсерами.
Я в камере прочитала вот это про душу, потом со всеми пыталась это обсудить, но так сердцем и не поняла.
Но мне кажется, здесь и общинность, и крестьянская, и рабочая. Убивцы - худшее, что есть, как можно до этого дойти, тем более ради правды.
otto_skorzeni
Aug. 7th, 2015 07:22 am (UTC)
При этом, у крестьян разбойник и душегуб - часто героическая фигура из песен.
nel_lj
Aug. 7th, 2015 07:24 am (UTC)
То есть, ты считаешь, что я тут неправильно оценила менталитет, и на самом деле дойти до убийства не так трудно?
otto_skorzeni
Aug. 7th, 2015 07:35 am (UTC)
Тут, мне кажется, очень тонкая грань.
Разбойник в народном сознании он, с одной стороны, фигура достойная восхищения, с другой - стоящий за рамками общины. Переступить черту очень сложно, это вполне себе переход в "иной мир", но при этом персонаж из этого мира романтизируется и героизируется. И да, конечно, разбойник он всегда про live fast, die young, по-другому не бывает.
Ещё есть грань между разбойником (лихим, вольным порой жестоким, но справедливым и душегубом-Каином). И вопрос был не в методах, а в целях. Разбойник творит своё дело, потому что он волен, душегуб - фигура тёмная, он-то как раз из этого мира.
nel_lj
Aug. 7th, 2015 07:49 am (UTC)
Мне кажется, ещё хорошо, что на игре получилось так, потому что те эсеры, кого я встречала, по крайней мере, хотели тоже, чтобы рабочий осознал себя человеком. А у человека может быть своя правда.
Это как с Вером мы разговаривали, он мне всё говорил, что каждый либо сам думает, либо принимает чужую правду. И если не думать самому, то нет такой большой разницы, кто над тобой, господа или революционеры, потому что человек становится человеком только начав думать самостоятельно.
А кстати, почему не было никакого контакта эсеров и рабочего люда? Про Соню и Ваню всё понятно, но их устранили очень быстро, а больше никакой связи не было. Соня вот нам написала письмо "Не стесняйтесь обращаться к моим эсерам, не всем из них легко с вами найти общий язык, но они нужны вам, а вы им". И ничего. Это не получалось или было не в приоритете?
otto_skorzeni
Aug. 7th, 2015 07:53 am (UTC)
Мы все были очень разными.
Те, кто был в группе Савинкова - это по большей части интеллигенция, богема, студенчество. Им с рабочими общаться было крайне тяжело. Мой персонаж, к тому же, вообще был несколько про другое, и хотя своих людей в пропаганде он не ограничивал, всё же лично его ставка была на террор.
Группа Гершуни была куда ближе к народу.
antiphoton
Aug. 17th, 2015 10:06 am (UTC)
Федор Моторин был из наших, но он в слова не очень умел :)
r_ray
Aug. 7th, 2015 07:06 am (UTC)
Варя была одним из тех людей, через которых я надеялась внедрить идею о стачке за царство божие на земле. "За лучший мир, за святую свободу". До сих пор тешу себя мыслью, что если б нас с Ваном от рабочих не убрали, шансы были бы.

С террором тут было бы сложно конечно. Но может мне удалось бы рассказать историю о людях, кладущих свю душу и чужие жизни за будущий лучший мир.
nel_lj
Aug. 7th, 2015 07:16 am (UTC)
Ну, до стачки за царство божие и я дошла, только без толку : )

Да, об этом мне и Ван в госпитале рассказывал. Только тут основополагающие вещи, мне кажется, не каждый человек может принять необходимость убить другого, и не каждому нужно. Поскольку мой метод был доброта и не стать зверем, было трудно поступиться им даже за справедливость, потому что тогда ничего не останется, как стремиться к царствию божию, если душу губишь?

Правда, когда я после игры послушала истории про Манчжурию (его высочество кинулся в атаку и 6 тысяч солдат как корова языком слизнула), я поняла, что такие вещи сильно бы помогли делу священного протеста, если бы мы их знали.
r_ray
Aug. 7th, 2015 07:24 am (UTC)
Надо было расказывать вам больше исторй - и про то, что на игре, и про бэк. Возможно, с какого-то момента идея о терроре перестала бы вызывать у вас ужас.

У Сони было так: террор - ужасная вещь. Хуже террора может быть только смотреть на насилие над другими людьми и ничего не делать.
marta_nn
Aug. 7th, 2015 05:51 am (UTC)
какое чудесно разное представление о "Царстве Божием" у разных персонажей! у меня был весьма религиозный персонаж, но ее "Царство Божие" было совсем другим.
интересно было бы поразбирать вИдения разных людей, ага...
nel_lj
Aug. 7th, 2015 06:54 am (UTC)
Да : ) Мне очень понравилось, когда ты прочитала мою листовку "Хватит думать, хороший или злой барин над тобой, подумай, почему над тобой вообще есть барин", и сказала "так дойдём и до того, почему над тобой Бог есть!"
Мне это было очень показательно.
marta_nn
Aug. 7th, 2015 07:05 am (UTC)
у меня сыграло еще то, что персонажка из единоверцев, там все-таки привычка к более жесткой иерархии и к тому, что старшие над тобой власть имеют с полным на это правом.
но, увы, все равно в единоверчество свое очень мало поиграла - просто некогда было.
rainell
Aug. 7th, 2015 07:24 am (UTC)
уже говорила что это очень страшно и очень смело.
Про презрение, животных, благопристойное благотворительное равнодушие - все так, все так.
Очень жду твоей художественной части
tar_viniel
Aug. 7th, 2015 10:37 am (UTC)
У меня было ровно то же ощущение - см. мой пассаж в отчете про деклассированность молодых работающих девиц из разночинцев. По форме пассаж про другое, но по сути - именно про это: она - не человек в этом обществе, а инструмент. Только образованный, от чего еще тошнее.
kliaksa_k
Aug. 7th, 2015 11:40 am (UTC)
Очень сильно.
oceania_delive
Aug. 8th, 2015 07:55 am (UTC)
Привет)))
Добавила Вас в друзья
Ищу созвучных людей
Интересов у меня очень много и перечисление их займёт немало места
Поэтому если интересно, то жду Вас к себе в гости
Главное почему хочу общаться со многими это потому, что стараюсь найти новые нюансы в выстраивании отношений между людьми
А это невозможно сделать в одиночку, так как нет объёмного видинья и понимания всего, что происходит…
Именно поэтому так важны мнения многих людей
( 30 comments — Leave a comment )